Отраслевое решение Фронтстеп СНГ для производителей мебели.
В силу особенности бизнес процессов мебельного производства предприятиям мебельной
отрасли жизненно необходимо наличие автоматизированной системы управления предприятием. Конкуренция на рынке сильна, как никогда. Предложение превышает
спрос, под давлением конкурентов предприятия в борьбе за заказчиков вынуждены сокращать сроки выполнения заказа, снижать цены, работать над сокращением своих издержек, повышать качество продукции. Для того ,чтобы сохранить и упрочить прежние
рыночные позиции, необходимы эффективные методы управления. И без поддерживающей эти методы соответствующей информационной системы
современное мебельное предприятие просто не сможет эффективно и экономично работать.
Характерные особенности автоматизации предприятий мебельной отрасли.
В силу ситуации на рынке и отраслевой специфики для многих предприятий мебельной отрасли инвестиции в интегрированные информационные системы (ERP-системы)
являются очень часто просто необходимым шагом. Но система системе рознь, так же, как и компания-поставщик системы.
В данной статье мы перечисляем основные характеристики информационных систем и проектных решений, которые с точки зрения компании Фронтстеп СНГ могут квалифицировать компанию-поставщика и соответствующее программное обеспечение,
как действительно "подходящее" для предприятий мебельной отрасли.
Основные требования к функциональности ERP-системы для мебельного предприятия.
Для надежной работы предприятия мебельной отрасли в информационной системе необходима поддержка, прежде всего, следующих функций:
управления продажами, включая: прием и конфигурирование заказов с использованием специализированных функций. Для относительно несложных с точки зрения конфигурирования изделий (наборы мебели, состоящие из стандартных модулей)
конфигуратор должен иметь возможность визуального конфигурирования; вывод в CAD-систему чертежа/эскиза заказываемого изделия (набора мебели); автоматическое создание технологии изделия путем конфигурирования в специализированной "мебельной" CAD-системе и передачи данных в ERP-систему; ведение справочников клиентов; ведение информации по заказу; ведение информации по взаиморасчетам с клиентом; работу с модулями и упаковками, комплектацию заказов на складе готовой продукции с учетом "по упаковочной" и "на заказ" комплектации фурнитурой; формирование необходимых документов (товарно-транспортная накладная, счет-фактура); прием возвратов от клиентов и анализ причин возвратов; управление взаимоотношениями с клиентами;
управления запасами незавершенного производства (полуфабрикаты), готовой продукции и сырья; учета хода производства, включая информацию о списанном в производство сырье и полуфабрикатах, выпуске, пооперационном браке, фактических трудозатратах;
управления закупками; основные подразделения предприятия и являющаяся своеобразным программным "фундаментом"; "вертикальные" решения - специализированные системы, стоящие на "фундаменте" ERP или являющиеся специализированными модулями ERP-системы. Вариант с модулями предпочтительнее, проще и экономичнее, т.к. в итоге предприятие получает. Планирования производства в"смешанном" режиме: поточное (серийное) и позаказное производство, планирование по MRP и JIT (канбан). Возможность управления производством для режимов: производство под заказ, сборка под заказ, включая: непрерывное планирование производства для индивидуальных заказов (т.е. для каждого заказа клиента) с учетом выполняющихся заказов и производственных мощностей; двухуровневое планирование для
"массовых" конфигурируемых заказов, включающее в себя отдельное планирование поточного производства серийных деталей (планирование на пополнение промежуточного склада) и позаказное планирование итогового производства в соответствии с конфигурацией заказа клиента; бухгалтерского учета (российский стандарт, GAAP, IAS) и управленческого (внутреннего) учета, включая формирование плановой себестоимости и сбор фактической, прямой позаказной, включая стоимость материалов и сырья, трудозатраты и общецеховые переменные накладные
расходы.
Предпочтительная конфигурация информационной системы.
С точки зрения Фронтстеп СНГ наиболее эффективной и экономичной конфигурацией информационной системы является следующее структура: сильное "горизонтальное" решение - базовая универсальная информационная ERP-система, охватывающая в той или иной степени все единое информационное пространство без многочисленных передач информации из одной системы в другую, чреватых ошибками. Исключение здесь можно сделать только для систем автоматизированного проектирования (CAD/CAM системы), систем управления оборудованием и фискального бухгалтерского учета (бухгалтерия предприятий, как правило, предпочитает работать в своих, неоднократно проверенных временем и налоговой инспекцией системах).
Учитывая вышесказанное, в качестве специализированных, как правило , выделяются модули (или отдельные программы): приема и конфигурирования заказов;
автоматизированного формирования технологических процессов производства конфигурированной продукции; CAD/CAM системы, системы автоматизированного управления производством с решением задач оптимизации раскроя; бюджетирования и финансового планирования; фискальной бухгалтерии; CRM и другие.
Особенности внедрения.
Наличие специализированной "мебельной" системы еще не гарантирует успех проекта. Компания-поставщик системы, занимающаяся внедрением, обязательно должна обладать
знаниями работы реальных мебельных предприятий, но, к сожалению, по нашему опыту, это большая редкость. Можно привести наглядный пример: для принятия заказа, "сбора"
позаказной себестоимости, планирования и управления производством, составления списка на пилу/фрезу в ERP-системе необходимо создавать состав изделия (Bill of Material BOM) или технологию (именно так подобный объект привыкли называть технологии мебельных предприятий). Мало кто из консультантов-внедренцев знает, что для предприятий, работающих по типу сборка под заказ и производство под заказ, этот объект
будет принципиально отличаться. Более того, "мебельный" BOM нельзя собирать по классическим правилам ERP-системы, т.к. на практике он просто не будет работать. Так, классический ERP BOM для набора кухонной мебели будет выглядеть примерно
следующим образом:
набор кухонной мебели - готовая продукция; шкафы (верхние и нижние позиции), комплект фурнитуры - полуфабрикат; фасад позиции, каркас позиции, стекло полуфабрикат; детали фасада , детали каркаса по цвету, фактуре, размерам полуфабрикат ;детали фасада, детали каркаса по размерам полуфабрикат дсп , мдф и т.д.
Примерно так выглядит состав изделия, составленный по классическим правилам. Выглядит очень хорошо и правильно, но только с точки зрения конструктора и технолога. Однако, если такая структура будет реализована на практике, предприятие получит несколько "приятных" сюрпризов:
большое количество уровней вложенности значительно замедлят функцию расчета потребностей;
большое количество деталей и полуфабрикатов потребуют создания для каждого из них отдельного производственного задания и ведения по нему всей необходимой информации,
включая выпущенное количество. Это противоречит настоящей и правильной практике работы реальных предприятий (на производство отдельных деталей никто отдельных рабочих заданий там не создает).
Отметим, не вдаваясь в детали, каким образом можно учесть эту особенность реального производства:
необходимо создавать несколько структур изделия: первую для ввода заказа и конфигурирования, вторую для управления производством и третью для прогнозирования и долгосрочного планирования материалов;
составлять ВОМ для производства, ориентируясь не столько на знание собственной ERP-системы, сколько на знание реальной работы мебельного предприятия. Заметим, что для предприятия, работающего по типу производство под заказ (производители кухонь классический пример), возможно создать двухуровневый ВОМ, состоящий только из двух полуфабрикатов. Для предприятия, работающего по типу сборка под заказ, количество уровней может достигать 3-х, а большое количество полуфабрикатов (и модулей) необходимо уменьшать, используя так называемые "фантомные" или псевдо-сборки.
Пример, приведенный выше, не единственная особенность применения стандартных ERP-систем для автоматизации мебельных предприятий, хотя с ней очень часто сталкиваются поставщики, не имеющие отраслевого опыта.
Хотелось бы отметить еще один важный аспект. Недостаточно просто купить автоматизированные системы управления предприятием. Необходимо, чтобы они еще были внедрены и заработали.
Компания Фронтстеп СНГ обладает рядом преимуществ, которые позволяют ей уверенно запускать ERP-системы:
команда консультантов и разработчиков, обладающая высочайшим профессионализмом и опытом в области ведения сложных проектов;
возможность работать с предприятием на результат, т.е. работа на достижение конкретно определяемых целей проекта при фиксированном времени и бюджете проекта;
умение успешно и быстро завершать проекты, добиваясь поставленных задач.
Бизнес мебельных предприятий -производство и продажа мебели, а не разработка и внедрение программ. Если вам необходима корпоративная система управления, которая удачно впишется в специфику именно вашего предприятия, привлеките к проекту
профессионалов в области разработки и быстрого внедрения информационных систем. Таких, как компания Фронтстеп СНГ, компетентность и профессионализм которой подтвердят немало промышленных предприятий. Среди них известное предприятие
Ульяновск-Мебель, на котором полно-масштабный проект внедрения ERP-системы с учетом всей вышеперечисленной специфики мебельной отрасли был завершен в рекордно короткие сроки - 7 месяцев.
Читать новые статьи на сайте Мебель бум!